19:13
150 казачек против 8 тысяч горцев: чем закончился штурм станицы Наурской

Во время русско-турецкой войны 1768-1774 года основные боевые действия происходили на Дунае, Запорожье, в Крыму, Черном и Эгейском море. Противостояние проходило и на Северном Кавказе, где турки направляли против России местные горские народы. Летом 1774 года 8 тысячное войско кабардинцев, татар и турок напали на большую казацкую станицу Наурскую. Налетчики знали, что большинство взрослых казаков, способных носить оружие, ушли на войну, а в поселении остались немногочисленные мужчины и женщины, дети и старики.

Противник рассчитывал быстро взять станицу и продолжить свой поход на русские земли, однако их планы сорвали полторы сотни одетых в красные сарафаны казачек, решивших до конца защищать свои дома. Это был первый эпизод, когда кавказским женщинам пришлось вооружиться и самим давать отпор противнику. В последствие оружие в руках гребенских казачек перестало кого-либо удивлять и стало традицией.

 

Штурм станицы

 

В XVIII веке Наурскую населяли казаки, переселенные с Волги, а сама станица являлась важной частью Моздокской оборонительной линии. 10 июня 1774 года к Наурской подошло 8-тысячная армия под предводительством Шахбаза Герая, носившего титул калги (второе после хана звание) Крымского ханства. Основу войска составляли татары, регулярные подразделения турецкой армии и многочисленные отряды кабардинских князей. Казачья станица на Кавказе — это маленькая крепость окруженная валом, рогатками, стеной и кустами колючего терновника. Дома станичников невысокие, а в стенах, обращенных к «полю», вместо окон бойницы для стрельбы.

11 июня горцы и турки, рассчитывая взять станицу наскоком, пошли на приступ. Строевые казаки ушли на войну и отпор захватчикам могли дать только инвалиды, старики, казачата и немногочисленные мужчины под предводительством атамана Савельева.

История Терского казачества

Казаки, вышли на валы и встретили наступающего противника огнем из ружей и чугунных пушек. Пока мужья, братья и отцы сражались, казачки разогревали смолу, перевязывали раненных воинов, подносили боеприпасы. У наурцев была легенда, что даже приготовленные к обеду щи, выливались на головы карабкающихся по стенам врагов. В критический момент обороны, когда противник всеми силами пошел на штурм, и бойцов для бороны не хватало, женщины решили подержать сражающихся мужчин.

 

По традиции перед решающим боем казаки одевались в свои лучшие чистые одежды, тем самым демонстрируя готовность умереть, и отправиться на суд божий в пристойном виде.

 

-vESIhwJcAg%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%

 

Нарядившись в красные наурские сарафаны, полторы сотни женщин вышли на вал с отчаянной готовностью погибнуть, но не пустить врага в станицу. Казачки, вооруженные серпами под пулями и пролетающими стрелами смело резали штурмующих стены врагов. Такого горцы не ожидали и, не выдержав потерь, отступили от стен.

Первый день штурма обошелся войску Шахбаз Герая в 800 человек убитыми, большинство из которых были кабардинцами, отличающимися особой смелостью. В числе погибших оказался и влиятельный князь Кабарды Кагока Татарханов.

 

Станица Червленная, в которой стоял армейский пехотный полк, находилась всего в 40 верстах от Наурской, но помощь из нее осажденным так и не пришла. До самой Червленой доносились звуки пушечных выстрелов, но командир полка посчитал, что это отголоски не боев, а учебных стрельб, часто проводимых атаманом Савельевым.

 

Неожиданное отступление

 

Утром 11 июня казацкие пушки возобновили обстрел и к общему удивлению станичников, после первых залпов противник собрал свой лагерь и ушел от стен Наурской. Причиной поспешного отступления стала гибель любимого племянника Шахбаз Герая, которого убил выстрелом наурский казак по прозвищу Перепорха.

 

Крымский калга посчитал смерть своего родича плохим знаком и решил отступить, тем более что время для неожиданного нападения на казацкие земли было потеряно. Спустя почти 100 лет станичники раскопали курган, на котором стоял шатер Шахбаза и обнаружили в земле человеческие останки, рядом с которыми лежали серебряный кувшин, золотые украшения и конская сбруя.

Возможно, это и был племянник военачальника. Но многие казаки верили в другую версию чудесного спасения Наурской. На рассвете 11 июня в день памяти Варфоломея и Варнавы, на поле брани появились облаченные в белые одежды всадники, скачущие на белоснежных конях. Это святые апостолы спустились с небес для защиты православных людей и прогнали врага. В последующей истории Моздокского полка день апостолов Варфоломея и Варнавы особенно почитался, а 11 июня называли не иначе как «Бабий праздник».

 

Кабардинцы долго не могли отойти от позора своего поражения и даже в мирное время старались не встречаться с наурскими станичниками.

 

Казаки, сталкиваясь с горцами, всегда напоминали о том «как Кабарда пошла воевать, да не управилась с казацкими женами».

А если встречался джигит с обожженным лицом, то его спрашивали: «что, приятель, не щи ли в Наурской хлебал?».

 

https://weekend.rambler.ru/other/41431318-150-kazachek-protiv-8-tysyach-gortsev-chem-zakonchilsya-shturm-stanitsy-naurskoy/

Категория: История | Просмотров: 197 | Добавил: bubasa | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar